Как привить тягу к знаниям. Обучение с пелёнок.


От 0 до 3 лет.

Буквы, цифры, геометрические фигуры.

Наши дети – это наше будущее. От того какими они вырастут, зависит дальнейшая судьба всего общества.

Не секрет, что все родители желают видеть в своём ребёнке, прежде всего здорового, крепкого и умного человека. Но как воспитать самодостаточную личность с набором всех положительных качеств? Конечно же, одного желания мало. Надо действовать.

Кажется, что малыш только родился и ничего не понимает, только спит да ест. Ничего подобного. С первых дней своей жизни он впитывает окружающий мир как губка. С каждым днём всё больше и больше информации накапливается в его маленькой головке.

Вот он уже с интересом смотрит на погремушку, улыбается маме и тянет ручку к блестящей пуговице. Процесс пошёл. Тяга к познанию дана природой и для родителей важно не дать ей притупиться, исчезнуть.

Советы молодым родителям.

  1. Первое и самое главное – называйте предметы своими именами. Не нужно искажать или сокращать слова. Чёткое произношение поможет формированию правильной речи ребёнка.
  2. Малыш тянется к конкретному предмету. Разрешите потрогать его, подержать в руках, может даже попробовать «на зуб» (если это конечно, безопасно). В этом возрасте у ребёнка формируются первые представления об окружающем мире. Таким образом, природный интерес ко всему новому перерастает в потребность к познаниям в дальнейшем. Не игнорируйте этот момент. Это очень важно.
  3. Хочется, чтобы малыш как можно раньше выучил буквы и цифры? Без проблем. Достаточно вырезать их из цветной бумаги или картона и развесить по всей квартире. И каждый раз, когда ребёнок натыкается взглядом, чётко называйте (это буква «А» или цифра «4» и т.д.). Тогда они станут для малыша такими же будничными и понятными как слова чашка, ложка, игрушка и др.
  4. К году ребёнок вполне самостоятельно способен держать и манипулировать предметами. Возьмите в руки карандаш и дайте ему такой же. Предложите порисовать. Выводя фигуры, проговаривайте их названия. Малыш наверняка заинтересуется и попробует повторить. В дальнейшем тоже самое можно проделывать с буквами.
  5. К двум, трём годам, когда словарный запас пополнится и ребёнок сможет чётко произносить слова, можно начать спрашивать первую букву произносимого слова (это могут быть названия различных предметов, названия игрушек, имена). Позже можно усложнить задачу: спросить вторую букву или последнюю.
  6. Цифры ребёнок запомнит, если с ним постоянно считать: пальчики рук, чашки на столе, игрушки в корзине и т. д. Можно в подвижной форме: шаги, прыжки, приседания.

Важно знать: всё должно происходить в игровой форме. Желательно предоставлять максимум доступной и понятной информации об окружающем: цвет, форма размер (большой, маленький). Например – мяч красный, круглый, большой.

От 3 до 6 лет

Как капризы ребёнка превратить в обучающий процесс.

С постепенным осознанием себя и своего места в обществе, ребёнок начинает манипулировать взрослыми. Первые попытки выражаются в обычных капризах. Родителям необходимо сделать так, чтобы желание их чада сопровождалось познанием.

Например: ребёнок хочет новую игрушку. Спросите у него – какую игрушку, какого цвета, размера (проследить за правильным построением предложения, при необходимости исправить). В магазине пусть попробует сложить буквы в слова, и прочитать название. Вместе выясните цену и посчитайте деньги, которые надо отдать за покупку.

Такое совместное занятие позволит не только получить желаемое, но и расширит знания вашего малыша, объединив сразу несколько аспектов: чтение, счёт и социальные навыки (товар имеет цену, за него надо заплатить).

Иногда слова «не хочу», «не буду» тоже можно использовать с пользой. Ребёнок не хочет есть кашу. Попробуйте уточнить – почему не хочет, что ему не нравится (вкус, цвет, количество и т. д.).

Не хочет одевать конкретные вещи — почему не нравится одежда, что в ней не так, пусть расскажет (уточнение деталей, рассказ в форме описания – формирует навыки правильно излагать свои мысли, составлять, связанные логически между собой, предложения). Конечно же, потыкать всем прихотям нельзя.

Возникают моменты, когда необходимо одеть что-то конкретное, накормить полезным, отказать в покупке. Простыми словами «нет», «нельзя», «так надо» после 3-х лет ограничиваться не стоит. Желательно каждый запрет или необходимость чего – либо объяснить, почему делается так, а не иначе. Рассказывая, почему надо тепло одеться, уточнить время года, температуру (показать градусник, если есть).

Указать на то, как одеты люди, как распушили пёрышки птицы, чтобы не замёрзнуть и т. д. Во время рассказа ребёнок, если и не оденется сам, то по крайней мере перестанет капризничать. И плюс получит новые знания об окружающем мире.

Каждый раз, получая поток новых знаний и информации, возможность применить их на практике, даёт толчок маленькому гражданину стремиться дальше к усовершенствованию, развитию его как личности.

Тяга к познанию, желание учиться будет расти, если её не пресекать отговорками: «отстань», «не приставай», «это тебе не нужно» и т. д. Надо постоянно давать повод к задаванию вопросов ребёнком, его стремлению узнать больше. И конечно же поощрять достижения.

От 6 до 9 лет

Начальная школа. Как не допустить разочарования.

Школа для ребёнка представляется не только как смена сферы деятельности, но и ассоциируется с новой жизнью, новыми друзьями, некое вступление во взрослую жизнь.

Не даром многие малыши идут на свой первый звонок с высоко поднятой головой, с гордостью рассказывая всем, о том, что он уже школьник, ученик.

Но как сделать так, чтобы ребёнок не разочаровался в школе?

Вот несколько советов для родителей:

  1. Прежде чем выбрать школу, необходимо выяснить наклонности будущего ученика. Ориентация должна быть направлена на увлечения малыша, его характер и обязательно уровень подготовки.

    Если ребёнок идёт в школу, умея читать, знает счёт, решает не сложные задачи, владеет другими знаниями начальной школы, то в обычном классе ему делать нечего. Это может привести к отсутствию интереса к учёбе, а так же возникновению мнимого представления о том, что заниматься не обязательно, и так всё известно.

    Такому ребёнку будет сложно учиться в дальнейшем. Не имея опыта прикладывать усилия (то, что прививается в начальной школе), более сложная программа средних классов приведёт к низкой успеваемости, и как результат снижение самооценки, что плохо отразится на будущем ребёнка.

    При отсутствии возможности выбора, необходимо поговорить с учителем об индивидуальном подходе в обучении. Попросить о более сложных, но не менее интересных, заданиях.

  2. Первые домашние задания делать вместе с детьми, показывая свою заинтересованность. Обязательно должна присутствовать похвала даже за маленькие достижения. Простое «молодец» даст толчок ребёнку стремиться к новым знаниям.
  3. Большую роль играет коммуникабельность малыша. Важно, ещё до школы научить его дружить. Умение общаться со своими сверстниками поможет найти своё место в коллективе. Способность уважать чужой труд, помогать другим направит ребёнка на стремление усовершенствоваться самому. Следовательно, возрастёт необходимость в дальнейшем развитии.
  4. У многих родителей на первом месте стоит здоровье их чада, и это очень хорошо. Однако чрезмерная опека во время болезни, может привести к негативным последствиям. Если ребёнок болен, это ещё не значит, что он не в состоянии прочитать книжку или решить увлекательную задачку. Болезнь не повод забывать об учёбе. Так же, если нет риска заражения, можно пригласить друзей, одноклассников проведать больного, поделиться последними новостями. Для первоклассника очень важно не остаться в стороне.
  5. Все дети разные, и по — разному воспринимают учебный материал. Важно помнить: когда ребёнок не справляется с каким – либо предметом, то это не значит, что он глуп. Причина может быть в индивидуальном восприятии. То, что одни воспринимают на слух, другим необходимо показать наглядно.

    Для решения задач можно использовать различные предметы, добавляя и отнимая их. Стихи хорошо запоминаются, если их попробовать петь. Прогулка по парку поможет освоить естественные науки. Хорошему письму поспособствует рисование различных геометрических фигур. Главное, увлечь ребёнка, заинтересовать.

  6. К сожалению, не все учителя начальных классов в совершенстве владеют педагогикой, и могут найти подход к любому ребенку. Родителям не помешает познакомиться заранее с первым учителем, выяснить методику его работы, чему больше уделяет внимание, какие приоритеты преобладают.

В идеале – должно стаять на равне с нравственным воспитанием. Стремление научить детей взаимодействовать с людьми, находить общий язык, понимать окружающих и быть понятым самому.

Знание – это великая сила, но без умения жить в обществе, стать единым целым, находиться в гармонии с окружающим миром, а значит и с самим собой о счастливом будущем не может быть и речи.

Каким бы ни был ребёнок, его желание учиться полностью зависит от той атмосферы, которую ему создали в раннем детстве. Нет глупых детей (исключение – медицинский диагноз), есть отсутствие желания взрослых уделять достаточно внимания их развитию.

Гармония в отношениях ребёнка и родителей, совместно приложенные усилия в достижении новых знаний дадут замечательные результаты. Постоянная тяга к знаниям станет жизненным стимулом будущего полноценного гражданина общества.