Подготовка экспертов ДПО


«Подготовка профессионалов для проведения профессионально-общественной аккредитации главных проф образовательных программ и дополнительных проф программ»

Цели программки увеличения квалификации по подготовке профессионалов для проведения профессионально-общественной аккредитации:

  • формирование познаний, способностей организации и реализации приоритетных направлений гос политики в сфере образования в согласовании с законодательством Русской Федерации на базе современных образовательных технологий,
  • исследование законодательной и нормативно-правовой базы современной системы проф образования,
  • исследование вопросов гос и публичной регламентации образовательной деятельности.

Программка подготовки профессионалов для проведения профессионально-общественной аккредитации включает:

  • Базы гос политики в области образования в согласовании с Федеральным законом «Об образовании « № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
  • Проф эталоны как база сотворения новых ФГОС и порядка реализации образовательных программ
  • Нормативно-правовое и методическое обеспечение образовательных программ ВПО и ДПО
  • Система внутреннего мониторинга качества программ ВПО и ДПО, порядок самообследования образовательной организации.
  • Положение о профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования
  • Практические рекомендации по профессионально-общественной аккредитация программ СПО, ВПО, ДПО.
  • Общие требования к программам.
  • Критерии оценки программ.
  • Объекты и принципы аккредитации.
  • Положение об аккредитации профессиональных программ.
  • Особенности коммуникации при аккредитации. Методы проведения бесед. Этические нормы.
  • Опыт аккредитации программ высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Значение экспертов

Эксперты — это профессиональные работники в области подготовки высококвалифицированных кадров, обладающие широким кругозором и опытом учебно-методической и научно-исследовательской деятельности, владеющие современными методиками и средствами обучения, также активно участвующие в разработке и совершенствовании системы менеджмента качества образования.

Эксперты объективно и на высоком профессиональном уровне выполняют свои обязанности, обладая чувством ответственности за профессиональные идеалы, совершенствование работы и развитие инспектируемой образовательной организации.

Эксперты — гаранты качества аккредитуемых ими образовательных программ и гаранты доверия с общественной стороны. Выступая от лица профессионального сообщества, работодателей и общественных организаций, эксперты независимы в своей оценке от государственных органов.

Эксперты по общественной аккредитации образовательных организаций или профессионально-общественной аккредитации программ выступают от
имени профессиональных сообществ по той или иной специальности и несут персональную ответственность на профессиональном уровне.

Высокая квалификация экспертов обеспечивается высоким профессиональным опытом специалиста по направлению аккредитуемой программы (специальности) и дополнительными знаниями, учитывающими задачи и особенности работы в качестве эксперта (с этой целью организовано обучение экспертов).

Подготовка экспертов ДПО

В своей работе эксперты руководствуются Кодексом профессиональной этики профессионального эксперта, основанного на принципах:

  • честность,
  • беспристрастность,
  • постоянный рост профессионализма,
  • стремление к повышению компетентности,
  • работа в рамках своих компетенций,
  • объективность,
  • правдивость,
  • открытость,
  • работа вне зоны конфликта интересов,
  • независимость оценки и принятия решений,
  • конфиденциальность,
  • не распространение информации об аккредитации и о содержании рекомендаций,
  • отсутствие финансовых взаимоотношений с аккредитуемыми организациями,
  • действия, направлены на поддержание чести и достоинства экспертов.

Этические принципы и нормы работы эксперта

Принцип компетентности требует от эксперта браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых он в достаточной степени владеет методами теоретической и практической работы.

Принцип беспристрастности (объективности, не предвзятости и не включенности личной) не допускает предвзятого отношения эксперта к объекту экспертизы или другим субъектам экспертизы, формулирования выводов и осуществления действий, противоречащих научным принципам, какое бы эмоциональное впечатление объект экспертизы не производил своим видом или иными особенностями, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение к нему.

Конструктивность рассматривается в направлении развития и позитивного взгляда на процедуру аккредитации. Действия эксперта должны быть направлены не столько на выявление несоответствия, упущений, несогласований и иных недостатков объекта экспертизы, сколько на продвижение (развитие, совершенствование) как самого объекта экспертизы, так и стоящих за ним людей. Это означает нацеленность эксперта на выявление потенциала объекта экспертизы, его возможных перспектив в случае ликвидации тех или иных выявленных в процессе экспертизы недостатков.

Принцип независимости означает, что эксперт соглашается на участие в экспертизе только в этом случае, если он не связан с заказчиком,
организаторами и другими субъектами экспертизы отношениями подчиненности (подконтрольности), родственных отношений или дружеских (неформальных) взаимоотношений, также иной административной, материальной или личной зависимости. В случае знакомства с аккредитуемой организацией или с ее членами в прошлом эксперт незамедлительно прекращает работу в качестве эксперта, сообщая об этом комиссии и организации, которая направила его на аккредитацию. По решению организации эксперт будет заменен на соответствующего профессионального эксперта.
Также, в случае, когда на любой стадии экспертизы на эксперта оказывается, какое бы то ни было психологическое или иное давление, противостоять которому он не в состоянии, эксперт должен отказаться от дальнейшего участия в данной экспертизе.

— принцип ненанесения ущерба

Эксперт должен неукоснительно соблюдать права автора и право собственности на объект экспертизы и другие привлеченные к экспертизе документы и материалы.

Принципы выбора эксперта

Решение, относительно выбора экспертной группы основано на следующих критериях:

  • члены комиссии должны быть независимыми, имеющим возможность делать непредубежденные суждения,
  • любой возможный конфликт интереса должен быть раскрыт,
  • наличие опыта в проверке качества и наличие соответствующего образования,
  • необходима академическая квалификация, научная или профессиональная репутации в научном сообществе,
  • международный опыт в области качества обеспечивает основание для того, чтобы делать выводы и сравнения на международном уровне,
  • необходимы знания в области образования,
  • членами экспертной комиссии могут быть представители студенческой общественности и представители работодателей,
  • знание структуры образования РФ в соответствии с действующим законодательством.

Программа обучения экспертов направлена на формирование у экспертов навыков и знаний по проведению общественной аккредитации образовательных организаций и профессионально-общественной аккредитации программ в соответствии с критериями независимой оценки и аккредитации, в соответствии со стандартами признанных международных организаций, специализирующихся в области аттестации, аккредитации и сертификации образовательных программ и систем качества образовательных организаций.